Постановление об утверждении областной целевой программы «Отходы» на 2011–2016 годы

Постановление об утверждении областной целевой программы «Отходы» на 2011–2016 годы

В соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», во исполнение постановления совместного совещания Коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Приволжского федерального округа от 26 декабря 2008 г. № 1 «О состоянии экологической безопасности на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа», в целях сохранения благоприятной окружающей среды, снижения объемов накопленных отходов производства и потребления, а также предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду Правительство Оренбургской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить областную целевую программу «Отходы» на 2011– 2016 годы. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Костюченко К.П. 3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования. Губернатор – председатель Правительства Ю.А.Берг Приложение к постановлению Правительства области от 20.08.2010 № 554-пп ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОТХОДЫ» НА 2011–2016 ГОДЫ 2 Паспорт Программы Наименование Программы – областная целевая программа «Отходы» на 2011–2016 годы (далее – Программа) Основание для разработки Программы – распоряжение Губернатора Оренбургской области от 11.08.2009 № 268-р «О разра- ботке областной целевой программы «Отходы» на 2011–2016 годы» Государственный заказчик Программы – министерство природных ресурсов, эко- логии и имущественных отношений Оренбургской области Основной разработчик Про- граммы – министерство природных ресурсов, эко- логии и имущественных отношений Оренбургской области Исполнители Программы – министерство природных ресурсов, эко- логии и имущественных отношений Оренбургской области; муниципальные образования Оренбург- ской области; юридические лица, отобранные по ре- зультатам открытых конкурсов, обла- дающие соответствующими финансовы- ми и техническими средствами для про- изводства предлагаемых к исполнению работ Цели и основные задачи Программы – обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Орен- бургской области при обращении с отхо- дами производства и потребления, раз- мещенными на территории Оренбургской области; решение комплекса вопросов по сбору, размещению отходов, оборудованию спе- циализированных объектов для их скла- дирования, обезвреживанию, утилизации и частичному вовлечению в хозяйствен- ный оборот накопленных отходов произ- водства и потребления, снижению их не- гативного воздействия на окружающую 3 среду и здоровье населения Оренбург- ской области. Основные задачи Программы: ликвидация мест несанкционированного размещения отходов; строительство (обустройство), ввод в эксплуатацию специализированных объ- ектов (полигонов) для размещения отхо- дов в населенных пунктах области; обезвреживание и утилизация опасных от- ходов, максимальное вовлечение неток- сичных отходов производства и потребле- ния в хозяйственный оборот; организация и ведение мониторинга за воз- действием объектов размещения отходов на окружающую среду; создание и ведение государственного ка- дастра отходов в Оренбургской области Важнейшие целевые инди- каторы и показатели Про- граммы – ввод в действие четырех полигонов твер- дых бытовых отходов, рекультивация бо- лее 1000 гектаров нарушенных земель, создание более 20 дополнительных рабо- чих мест Срок реализации Программы – 2011–2016 годы Объем и источники финан- сирования Программы – общий ожидаемый объем финансирова- ния Программы составляет прогнозно 745 617,00 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет – 100 000,00 тыс. руб- лей; местные бюджеты – 67 880,00 тыс. руб- лей; внебюджетные средства – 577 737,00 тыс. рублей. Финансирование Программы осуществ- ляется в пределах средств, предусмот- ренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. В качестве дополни- тельных источников финансирования могут быть привлечены средства феде- рального бюджета, российских и между- 4 народных кредитно-финансовых органи- заций и фондов, а также индивидуальных предпринимателей Ожидаемые конечные ре- зультаты реализации Про- граммы и показатели соци- ально-экономической эф- фективности – создание в области системы управления и контроля обращения с отходами; ликвидация несанкционированных и эко- логически опасных объектов размещения отходов; строительство (обустройство) и реконст- рукция объектов размещения отходов; снижение, локализация и мониторинг не- гативных последствий воздействия отхо- дов на окружающую среду; создание государственного кадастра от- ходов в Оренбургской области Организация управления и система контроля за испол- нением Программы – контроль и управление за реализацией мероприятий Программы осуществляет министерство природных ресурсов, эко- логии и имущественных отношений Оренбургской области Примечание. Привлечение муниципальных образований, юридических лиц, отобранных по результатам конкурсов в качестве исполнителей Про- граммы, допускается на договорной основе. 1. Характеристика и обоснование проблемы, на решение которой направлена Программа В настоящее время в Российской Федерации сложилась неблагоприят- ная ситуация в области обращения с отходами, которая приводит к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природ- ных ресурсов и создает реальную угрозу здоровью населения. В Оренбургской области ситуация с использованием, хранением отхо- дов также является неблагоприятной, а проблема обращения с отходами про- изводства и потребления с каждым днем становится все более актуальной. На территории муниципальных образований под складирование отходов занято около 2 тыс. гектаров земли, накоплено более 16 млн. тонн бытовых и около 1 млрд. тонн промышленных отходов. Оренбургская область по административно-территориальному делению насчитывает 48 муниципальных образований, среди которых наиболее круп- ные городские округа: Оренбург, Орск, Бузулук, Бугуруслан, включающие 5 поселки городского типа и сельские населенные пункты. Проблема удаления и обезвреживания твердых бытовых отходов остро стоит во всех муници- пальных образованиях области. Большинство полигонов твердых бытовых отходов на территории Оренбургской области образовались стихийно, без надлежащего оформления отводов земельных участков и согласований с кон- тролирующими органами или представляют собой санкционированные свал- ки, то есть разрешенные органами исполнительной власти на местах терри- тории (площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с действующим природоохранным законода- тельством и эксплуатируемые с отклонениями от его требований. Только в 6 крупных муниципальных образованиях имеются оборудованные участки для сбора и хранения твердых бытовых отходов, насчитывается более 1000 необо- рудованных мест складирования отходов, из которых более 200 – несанкциони- рованные. На всех объектах отсутствуют документация по отводу земельного участка, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размеще- ние, а также лицензии на право обращения с отходами (сбор, использование, обезвреживание и размещение опасных отходов). Большей частью сущест- вующие свалки не ограждены и не обвалованы, технология складирования отходов не соблюдается, места захоронения отходов являются питательной средой для размножения вредных грызунов и насекомых, наносящих нема- лый ущерб хозяйственной деятельности. Свалки не оборудованы контроль- но-наблюдательными скважинами, не осуществляется химико-аналитический контроль качества почв и грунтовых вод в районе свалок, отсутствует по- слойная изоляция отходов инертными материалами, вследствие чего возни- кают пожары, отсутствует система сбора и очистки стока с поверхности сва- лок. Такие свалки являются временными, подлежат либо закрытию, либо дальнейшему обустройству и приведению в соответствие с существующими законодательными нормами. Отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к их накоплению. Накопленные в свалках количе- ства отходов огромны. При этом отравляются и загрязняются огромные пло- щади плодородной земли, обезображивается ландшафт, разрушается среда обитания живых существ, в том числе человека. Термическое и биохимиче- ское разложение пластмасс приводит к постоянной выработке высокотоксич- ных и стойких веществ диоксинов и фуранов. Чрезвычайно разнородные по составу отходы, находясь в контакте с окружающей средой, претерпевают сложные химические и биохимические изменения, в результате которых происходит выделение более токсичных веществ, чем исходные компоненты отходов, а геологические условия и рельеф местности обусловливают рас- пространение этих ядов на прилегающие территории. Согласно Федеральным законам от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе- 6 дерации» вопросы, связанные с деятельностью в области обращения с отхо- дами на территориях муниципальных образований, относятся к полномочиям органов местного самоуправления и коммунальных служб области. Однако из-за отсутствия или дефицита денежных средств в бюджетах муниципаль- ных образований эти вопросы остаются нерешенными, а объемы накапли- ваемых отходов и число несанкционированных свалок продолжают увеличи- ваться, нанося при этом вред окружающей среде. Кроме того, в городских округах и поселениях отсутствуют системы учета всех источников образова- ния отходов, объемов, состава образуемых твердых бытовых отходов, спосо- бов и мест их утилизации собственниками, путей перемещения на террито- рии муниципального образования, что ведет к образованию стихийных сва- лок, образованных и используемых населением. Огромное число несанкцио- нированных свалок образуется вдоль автомобильных и железнодорожных дорог, в местах отдыха, вокруг садоводческих и огороднических товари- ществ. Свалки бытовых отходов – это «мины», которые уже воздействуют на жителей Оренбургской области и в еще большей степени будут воздейство- вать на будущее поколение. В результате распространения загрязнений по воде и воздуху у жителей, проживающих вблизи свалок, отмечается повы- шенная заболеваемость. В основе многих проблем обращения с отходами лежит проблема низ- кого уровня санитарной и экологической культуры населения. Незнание и недооценка санитарных и экологических последствий захламления и загряз- нения территории Оренбургской области, в том числе территорий населен- ных пунктов и особо охраняемых природных территорий, пренебрежение элементарными правилами обращения с отходами (сжигание мусора во дво- рах, выбрасывание в произвольных местах и прочее) и их нарушение харак- терны как для руководителей предприятий и организаций, образующих отхо- ды, так и для рядовых граждан Оренбургской области. По данным государст- венной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области, ин- спекторами по охране природы ежедневно накладываются штрафы за несо- блюдение экологических требований при обращении с отходами. Так, за пе- риод 2009 года инспекторами по охране природы за несоблюдение экологи- ческих требований при обращении с отходами производства и потребления выявлено 472 нарушителя природоохранного законодательства, среди кото- рых должностные и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в Ташлинском, Тюльганском, Ясненском, Оренбургском и других районах области, а также в городах Орске, Оренбурге, Сорочинске. В природоохранные службы Оренбургской области неоднократно поступали и продолжают поступать жалобы жителей по поводу несоблюдения экологи- ческих требований при обращении с отходами. Ежемесячно инспекторами по охране природы рассматриваются десятки жалоб. Нарушителям природо- охранного законодательства выдаются предписания на устранение выявлен- ных нарушений, а некоторые привлекаются к административной ответствен- ности. 7 С учетом вышеизложенного можно сделать выводы, что в Оренбург- ской области сложилась крайне неблагополучная ситуация со сбором, обез- вреживанием, переработкой и утилизацией отходов. Органы местного само- управления неудовлетворительно выполняют свои обязанности по организа- ции сбора и удаления отходов, не говоря уже о создании специализирован- ных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов. После утверждения федеральной целевой программы «Экология и при- родные ресурсы России» на 2002–2010 годы в отдельных субъектах Россий- ской Федерации были разработаны региональные целевые программы «От- ходы», направленные на обеспечение экологической безопасности окру- жающей среды и населения при обращении с отходами производства и по- требления. В Оренбургской области в 2003 году также была разработана об- ластная целевая программа «Отходы» на 2003–2005 годы, однако из-за отсут- ствия финансирования мероприятия данной программы не выполнялись. В настоящее время в связи с неблагоприятной обстановкой в области обращения с отходами производства и потребления вновь назрела необходи- мость разработки областной целевой программы «Отходы», которая позво- лит активизировать работу в сфере обращения с отходами, определить при- оритетные направления организации экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления и предотвратить их вредное воздейст- вие на окружающую среду Оренбургской области. В рамках данной Программы необходимо предусмотреть софинансиро- вание объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в аналогичные муниципальные целевые программы, ввиду того, что муниципальные образования в связи с недостаточностью доходов само- стоятельно не имеют возможности финансировать такие масштабные проек- ты. 2. Цели, задачи, срок реализации Программы Основные цели Программы: обеспечение экологической безопасности окружающей среды и насе- ления Оренбургской области при обращении с отходами производства и по- требления, размещенными на территории Оренбургской области. решение комплекса вопросов по сбору, размещению отходов, оборудо- ванию специализированных объектов для их складирования, обезврежива- нию, утилизации и частичному вовлечению в хозяйственный оборот накоп- ленных отходов производства и потребления, снижению их негативного воз- действия на окружающую среду и здоровье населения Оренбургской облас- ти. Для достижения указанных целей предстоит решить следующие основ- ные задачи: ликвидация мест несанкционированного размещения отходов; 8 строительство (обустройство) полигонов твердых бытовых отходов в населенных пунктах области; обезвреживание и утилизация опасных отходов; максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и по- требления в хозяйственный оборот; организация и ведение мониторинга за воздействием объектов разме- щения отходов на окружающую среду; создание и ведение регионального кадастра отходов производства и по- требления в Оренбургской области. Срок реализации Программы – 2011–2016 годы. Сроки реализации конкретных мероприятий установлены в зависимо- сти от их приоритетности, проведения проектно-изыскательных работ, под- готовленности проектно-сметной документации и т.д. Выполнение целевых индикаторов представлено в приложении № 1 к настоящей Программе. 3. Перечень программных мероприятий Программой предусмотрены: выделение субсидии муниципальным образованиям на софинансирова- ние объектов капитального строительства муниципальной собственности – полигонов твердых бытовых отходов, соответствующих требованиям приро- доохранного и санитарного законодательства, для экологически безопасного захоронения отходов в муниципальных образованиях области; создание и ведение государственного кадастра отходов Оренбургской области, необходимого для региональной системы управления отходами производства и потребления, а также организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду. В рамках Программы предусматриваются мероприятия по обезврежи- ванию и утилизации промышленных отходов, выполнение которых будет осуществляться за счет средств промышленных предприятий. Перечень мероприятий по направлениям Программы представлен в приложении № 2 к настоящей Программе, не является исчерпывающим и по необходимости мероприятия Программы могут корректироваться. Перечень мероприятий, предусматриваемый в рамках Программы, и прогнозируемые объемы финансирования за счет средств промышленных предприятий представлены в приложении № 4 к настоящей Программе. Выполнение основных направлений Программы позволит максимально снизить негативное воздействие отходов производства и потребления на ок- ружающую среду, уменьшить объемы накопленных промышленных отходов, а также предотвратить дальнейшее загрязнение компонентов окружающей среды и вредное воздействие отходов на здоровье населения. 9 4. Ресурсное обеспечение Программы Финансовые средства для решения проблем в области обращения с от- ходами формируются в рамках Программы и муниципальных программ за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований. В качестве дополнительных источников финансирования могут быть привле- чены средства федерального бюджета, российских и международных кредит- но-финансовых организаций и фондов, индивидуальных предпринимателей. Общий объем финансирования Программы прогнозно оценивается в 745 617,00 тыс. рублей, из которых средства областного бюджета – 100 000,00 тыс. рублей (приложение № 2 к настоящей Программе), местные бюджеты – 67 880,00 тыс. рублей, внебюджетные средства – 577 737,00 тыс. рублей (приложение № 4 к настоящей Программе). Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осу- ществляется в пределах объемов ассигнований, предусмотренных на реали- зацию Программы законом об областном бюджете на соответствующий фи- нансовый год. Средства областного бюджета на выполнение мероприятий по софи- нансированию объектов капитального строительства муниципальной собст- венности направляются в виде субсидий на софинансирование объектов ка- питального строительства муниципальной собственности, предусмотренных в аналогичных муниципальных целевых программах. Средства областного бюджета на софинансирование объектов капи- тального строительства муниципальной собственности направляются в виде субсидий в бюджеты муниципальных образований с учетом уровня бюджет- ной обеспеченности муниципальных образований. Размер субсидии из областного бюджета i-му муниципальному району (городскому округу) рассчитывается исходя из сметной стоимости объекта капитального строительства муниципальной собственности, предлагаемого к финансированию, и процента софинансирования из областного бюджета, ко- торый устанавливается в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности i-ого муниципального района (городского округа), по следующей формуле: Сi макс = ССi x ПСi / 100, где: С i – объем субсидии из областного бюджета i-му муниципальному рай- ону (городскому округу); СС i – сметная стоимость объектов, предлагаемых в очередном финан- совом году к финансированию; ПСi – процент софинансирования из областного бюджета, который ус- танавливается в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности i-ого му- ниципального района (городского округа). 10 Таблица 1 Соотношение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и процента софинансирования из областного бюджета Уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования Доля средств областного бюджета, процентов до 0,4 90 от 0,4 до 0,7 76 от 0,7 до 1,0 60 свыше 1,0 50 Уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований оп- ределяется в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 30 ноября 2005 года № 2738/499-III-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Оренбургской области». Муниципальные образования определяют объемы финансовых средств, направляемых из бюджетов на финансирование мероприятий Программы, с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, потребностей в проведении мероприятий и сроков их выполнения, установ- ленных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Недофинансирование работ, выполняемых за счет средств местных бюджетов и иных источников, не влечет за собой дополнительных расходов из областного бюджета. Объемы финансирования мероприятий, реализуемых с участием пред- приятий различных форм собственности и сфер деятельности, определяются по согласованию с этими организациями. Объемы и распределение средств из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению исходя из приоритетности мероприятий и возможно- стей областного бюджета на очередной финансовый год в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Распределение финансовых средств осуществляется министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. 5. Механизм реализации программных мероприятий Реализация мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком и исполнителями работ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 11 Механизм реализации в части предоставления субсидий муниципаль- ным образованиям на софинансирование объектов капитального строитель- ства муниципальной собственности заключается в отборе муниципальных образований, имеющих конкретные проекты, для софинансирования их из областного бюджета. Органы местного самоуправления ежегодно в установленном мини- стерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области порядке представляют предложения по реализации на территории муниципального образования инвестиционных проектов по двум направлениям: на переходящие строительством объекты, ранее финанси- рующиеся за счет средств областного бюджета (при наличии), и на вновь на- чинаемые объекты. Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отно- шений Оренбургской области в соответствии с условиями Программы и в пределах объемов средств, предусмотренных в областном бюджете для ее реализации на очередной финансовый год, проводит отбор инвестиционных проектов муниципальных образований для предоставления субсидий. Основные критерии отбора: переходящие строительством объекты; степень участия и заинтересованности муниципального образования в объекте; высокая степень загрязнения окружающей среды и опасности для жиз- ни (здоровья) населения; площадь перевода земель в сельскохозяйственные угодья; способствование объектов опережающему освоению земельных участ- ков под жилищное строительство; соответствие прогнозных объемов финансирования по годам норма- тивному сроку строительства, определяемому в соответствии с Градострои- тельным кодексом Российской Федерации. Предоставление субсидии из областного бюджета местным бюджетам осуществляется на основании заключенных соглашений между министерст- вом природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбург- ской области и администрациями муниципальных районов (городских окру- гов). В соглашении о предоставлении субсидий местным бюджетам на со- финансирование объектов капитального строительства муниципальной соб- ственности предусматриваются: целевое назначение субсидии; сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному обра- зованию; сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в ме- стном бюджете на финансирование расходного обязательства, исходя из ус- тановленного уровня софинансирования; обязательство уполномоченного органа муниципального района заклю- чить соглашение с органами местного самоуправления сельских поселений о 12 предоставлении субсидии местным бюджетам сельских (городских) поселе- ний на софинансирование мероприятий; обязательство муниципального образования обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации Программы; порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установ- ленных для предоставления и расходования субсидии; порядок, форму и сроки представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия; порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии в случае нарушения органами местного самоуправления условий и обяза- тельств, предусмотренных указанным соглашением; иные условия, определяемые по соглашению сторон в рамках дейст- вующего законодательства. Условиями предоставления субсидий местным бюджетам на софинан- сирование объектов капитального строительства муниципальной собственно- сти являются: наличие утвержденной в установленном порядке муниципальной целе- вой программы, реализуемой за счет средств местного бюджета; наличие проектно-сметной документации, утвержденной и прошедшей государственную экспертизу в установленном законодательством порядке; наличие утвержденных решением о местном бюджете ассигнований на финансирование мероприятий муниципальной целевой программы исходя из установленного уровня софинансирования; обязательство муниципального образования обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации Программы. По результатам отбора проектов муниципальных образований мини- стерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Орен- бургской области вносит предложения в министерство строительства, жи- лищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области по рас- пределению субсидий между муниципальными образованиями. Распределе- ние утверждается в установленном законодательством порядке. Проекты по капитальному строительству и реконструкции объектов муниципальной соб- ственности, прошедшие отбор, в установленном порядке включаются в пере- чень строек и объектов, утверждаемый Правительством Оренбургской облас- ти. Перечисление субсидий муниципальным образованиям осуществляется на основании представленных государственному заказчику следующих до- кументов о фактически выполненных и принятых объемах работ за отчетный период: контрактов (договоров) на проведение работ по капитальному строи- тельству объектов муниципальной собственности, заключенных с победите- лем конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 13 проектно-сметной документации, согласованной, утвержденной и прошедшей экспертизу в установленном порядке; актов сдачи-приемки выполненных работ с указанием их стоимости в разрезе видов работ, подписанных подрядчиком, с одной стороны, и муници- пальными образованиями, с другой стороны; документов о выполнении муниципальным образованием обязательст- ва по финансированию мероприятий Программы в объеме не менее суммы расходов, предусмотренной Программой на их проведение за счет средств местного бюджета (копии платежных документов и др.). Реализация мероприятий, финансируемых за счет собственных средств предприятий, осуществляется непосредственно предприятиями. Другие ис- точники финансирования, в том числе средства федерального бюджета, рос- сийских и международных кредитно-финансовых организаций и фондов, а также индивидуальных предпринимателей, могут быть привлечены в соот- ветствии с действующим законодательством Российской Федерации и Орен- бургской области. При необходимости между министерством природных ресурсов, эколо- гии и имущественных отношений Оренбургской области и предприятием за- ключается соглашение о взаимодействии по реализации мероприятий. Ин- формация о выполнении программных мероприятий представляется в мини- стерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Орен- бургской области ежеквартально по форме и в сроки, устанавливаемые этим министерством. 6. Организация управления и система контроля за исполнением Программы Организация управления и контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляются министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, которое: осуществляет координацию деятельности исполнителей, соисполните- лей при выполнении мероприятий Программы; уточняет сроки реализации мероприятий Программы и объемы их фи- нансирования; ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели; ежеквартально собирает информацию об исполнении каждого меро- приятия Программы в разрезе источников финансирования; осуществляет обобщение и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы; организует размещение на официальном интернет-сайте министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области текста утвержденной в установленном порядке Программы, норма- тивных правовых актов, принятых для ее реализации, а также информации о ходе ее реализации, фактическом финансировании, заключенных государст- 14 венных контрактах, объемах их финансирования и исполнителях, результатах проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации Программы, результатах мониторинга Программы, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей; ежегодно, до 1 февраля, представляет в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области доклад о ходе выполнения Программы и эффективности использования финансовых средств; по завершении реализации Программы представляет в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбург- ской области доклад о выполнении Программы и эффективности использо- вания финансовых средств за весь период ее реализации. 7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показа- тели социально-экономической эффективности Выполнение мероприятий Программы позволит: 1. Ввести в действие четыре полигона твердых бытовых отходов в му- ниципальных образованиях области. 2. Возвратить в хозяйственный оборот около 1000 гектаров сельскохо- зяйственных и рекреационных земель, занятых несанкционированными свал- ками, что, в свою очередь, приведет к сокращению вредных выбросов и сбросов экотоксикантов, образующихся в местах захоронения отходов, в ок- ружающую среду. 3. Создать более двадцати дополнительных рабочих мест. 4. Создать в Оренбургской области региональную систему управления отходами производства и потребления. Эффективность Программы будет оцениваться по степени достижения основной цели – снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на компоненты окружающей среды и, как следствие, улучшение качества окружающей среды. 15 Приложение № 1 к областной целевой программе «Отходы» на 2011–2016 годы Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы Показатели эффективности реализации Программы № п/п Целевой индикатор Единица измерения Исходные показатели базового года 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 1. Ввод в действие новых полигонов твердых быто- вых отходов штук — — 1 1 — — 2 2. Рекультивация нарушен- ных земель гектаров — — 100 100 400 — 400 3. Создание дополнитель- ных рабочих мест количество — — 5 5 — — 10 16 Приложение № 2 к областной целевой программе «Отходы» на 2011–2016 годы Перечень мероприятий Программы и объемы финансирования из областного бюджета Объем финансирования (тыс. рублей, в ценах соответствующего года) в том числе № п/п Наименование мероприятия На- прав- ления расхо- дов всего за 2011– 2016 годы 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год Госу- дарст- венный заказчик Ожи- даемый резуль- тат 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего по Про- грамме, в том числе: 100 000,00 13 000,00 15 000,00 15 000,00 18 000,00 19 000,00 20 000,00 1. Софинансиро- вание объектов капитального строительства муниципаль- ной собствен- ности капи- таль- ные вложе- ния 100 000,00 13 000,00 15 000,00 15 000,00 18 000,00 19 000,00 20 000,00 мини- стерство природ- ных ре- сурсов, эколо- гии и имуще- ствен- ных от- ноше- ний Орен- бург- ской об- ласти (далее – МПР улучше- ние эко- логиче- ской си- туации в области обраще- ния с отхода- ми про- изво- дства и потреб- ления, сниже- ние не- гативно- го воз- 17 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 дейст- вия не- санк- циони- рован- ного склади- рования отходов на ком- поненты окру- жающей среды 2. Создание и ве- дение государ- ственного ка- дастра отходов Оренбургской области прочие расхо- ды финансирование в пределах общего объема ассигнований, предусмотренных МПР Оренбургской области 3. Организация и ведение мони- торинга за воздействием объектов раз- мещения отхо- дов производ- ства и потреб- ления на ок- ружающую среду прочие расхо- ды финансирование в пределах общего объема ассигнований, предусмотренных МПР Оренбургской области Орен- бург- ской об- ласти) созда- ние в области системы управ- ления и контро- ля об- ращения с отхо- дами 18 Приложение № 3 к областной целевой программе «Отходы» на 2011–2016 годы Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета по годам, государственным заказчикам и направлениям расходования средств (тыс. рублей) Всего в В том числе по годам реализации Программы 2011– 2016 годах 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 1 2 3 4 5 6 7 8 Всего 100 000,00 13 000,00 15 000,00 15 000,00 18 000,00 19 000,00 20 000,00 В том числе: капитальные вложения НИОКР прочие расходы 100 000,00 — — 13 000,00 — — 15 000,00 — — 15 000,00 — — 18 000,00 — — 19 000,00 — — 20 000,00 — — Из них по госзаказчикам: госзаказчик – министерство природных ресурсов, экологии и имущественных от- ношений Оренбургской области Всего 100 000,00 13 000,00 15 000,00 15 000,00 18 000,00 19 000,00 20 000,00 В том числе: капитальные вложения НИОКР прочие расходы 100 000,00 — — 13 000,00 — — 15 000,00 — — 15 000,00 — — 18 000,00 — — 19 000,00 — — 20 000,00 — — 19 Приложение № 4 к областной целевой программе «Отходы» на 2011–2016 годы Перечень проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы промышленными предприятиями Объем финансирования (тыс. рублей, в ценах соответствующего года) в том числе: № п/п Наименование мероприятия Источник финанси- рования всего за 2011– 2016 годы 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год Ожидае- мый ре- зультат 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1. Строительство полигона про- мышленных от- ходов в ОАО «Уральская Сталь» средства предприя- тия 150 000,00 50 000,00 50 000,00 50 000,00 2. Биологическая рекультивация отработанной земли и замазу- ченного грунта на свалке промыш- ленных отходов ОАО «Орскнеф- теоргсинтез» средства предприя- тия 90,00 30,00 30,00 30,00 снижение негатив- ного воз- действия промыш- ленных отходов на окру- жающую среду; предотв- ращение загрязне- ния окру- жающей 20 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 3. Переработка пы- лей медеплавиль- ного производст- ва (расширение производства) ОАО «Медногор- ский медно- серный комби- нат» средства предприя- тия 60 000,00 10 000,00 10 000,00 10 000,00 10 000,00 10 000,00 10 000,00 4. Переработка и реализация ме- таллургических шлаков в ОАО «Медногорский медно-серный комбинат» средства предприя- тия 11 000,00 6 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,00 5. Приобретение и внедрение серти- фицированной установки для утилизации (сжи- гания) отходов IV–V классов опасности ОАО «Уралэлектро» средства предприя- тия 200,00 200,00 6. Организация мест для хранения от- ходов, в том чис- ле изготовление контейнеров для средства предприя- тия 185,00 185,00 среды; уменьше- ние объе- мов нако- пления промыш- ленных отходов; устране- ние опас- ности воз- действия промыш- ленных отходов на компо- ненты ок- ружаю- щей сре- ды; обес- печение захороне- ния про- мышлен- ных отхо- дов в со- ответст- вии с тре- бованиями природо- 21 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 твердых бытовых отходов, емкости для временного хранения ртутных ламп, модерниза- ция емкости для временного хра- нения шлама гальванического производства ОАО «Уралэлек- тро» 7. Реконструкция системы захоро- нения отходов в ООО «Газпром добыча Орен- бург» средства предприя- тия 61 525,00 2 000,0 19 645,0 19 645,00 20 235,0 8. Реконструкция установки по обезвреживанию и утилизации нефтесодержа- щих шламов У-37 ООО «Газпром добыча Орен- бург» средства предприя- тия 20 000,00 2 000,0 18 000,0 охранного законода- тельства; предот- вращение вредного воздейст- вия про- мышлен- ных отхо- дов на ок- ружаю- щую сре- ду и насе- ление, со- кращение попадания углеводо- родов в подзем- ные воды 22 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 9. Утилизация отхо- дов в ОАО «Ор- ское карьеро- управление» средства предприя- тия 1 350,00 200,00 210,00 220,00 230,00 240,00 250,00 10. Оборудование и поддержание в надлежащем со- стоянии площа- док временного накопления отхо- дов на террито- рии ОАО «Ор- ское карьеро- управление» средства предприя- тия 750,00 250,00 500,00 11. Проект обваловки подошвы шлако- отвала, обустрой- ство дренажной канавы и водо- сборника с гид- роизолирующим покрытием в ОАО «Орское карьеро- управление» средства предприя- тия 7 200,00 1 200,00 2 000,00 2 000,00 2 000,00 12. Проведение био- тестирования на отходы 5-го клас- са опасности в ОАО «Орское средства предприя- тия 1 200,00 200,00 200,00 200,00 200,00 200,00 200,00 23 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 карьеро- управление» 13. Лабораторный контроль почвы, подземных вод в районе шлакоот- вала сторонними организациями в ОАО «Орское карьеро-управле- ние» средства предприя- тия 180,00 30,00 30,00 30,00 30,00 30,00 30,00 14. Разработка тех- нологии и проек- та очистки вод шламо-накопи- теля ОАО «Ор- ское карьеро- управление» средства предприя- тия 50,00 25,00 25,00 15. Обезвреживание нефтешламов в ОАО «Оренбург- нефть» средства предприя- тия 152 500,00 26 500,00 28 000,00 28 000,00 25 000,00 25 000,00 20 000,00 16. Утилизация отхо- дов (нефтешла- мов) ООО «Бугу- русланнефть» средства предприя- тия 102 707,00 46 495,00 6 212,00 12 500,00 12 500,00 12 500,00 12 500,00 24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 17. Благоустройство городского поли- гона твердых бы- товых отходов на территории му- ниципального об- разования г. Медногорск ООО «Мечта» средства предприя- тия 8 800,00 2 200,00 2 200,00 2 200,00 2 200,00 Итого 577 737,00 140 930,00 99 907,00 110 380,00 91 305,00 70 815,00 64 400,00 Примечание. Привлечение для финансирования Программы средств предприятий допускается по согласованию или на до- говорной основе. ____________